"Сейте разумное, доброе, вечное" - сказал русский писатель Некрасов.
Сейте. Ведь что посеете, то и пожнёте.
Личный блог Уокера о поиске взаимосвязи между прошлым, настоящим и будущим. +7 771 961 34 61
О предках. Абузар-ата.
Первые главы я решил посвятить моему прадеду Абузар-ата. Он с маминой линии, отец бабушки. Мое повествование о нем основано на воспоминаниях бабушки, затем моей тети и мамы, а также ее родных, которых я посетил в Уфе с мамой, братом и нашими детьми в 2013 году. Дальняя татарская родня очень тепло нас встретила, в главных домах старшие родственники с большим уважением рассказывали о моем прадеде, бабки всё обнимали нас, наших детей и слезились. А вообще-то я предложил маме прокатиться в Уфу совершенно спонтанно, просматривая отчеты автопутешественников на дроме. Увидев в интернете, что в июне того года в честь дня рождения города будут праздничные мероприятия, а вечером на ипподроме будут выступать мои любимые ДДТ и Земфира. По-моему, каждый год 12 июня в России отмечают день города во многих местах. Мама с нескрываемой радостью согласилась поехать с нами на машине, хотя и частенько бывает там, последний визит был за полгода до этого. Я быстро оформил отпуск, младший брат идею поддержал и тоже раскидался со срочными обязанностями по работе. Моя младшая доча и племянник , одногодки, вышли на каникулы и делегация в составе трех поколений на минивене с тяжелыми коробками восточных сладостей и целой месячной провизией, заготовленной нашими женами, выехала в северо-западном направлении. Поездка на авто тоже заслуживает хорошего пера, было много весьма интересного, но речь сегодня не об этом. Прадед мой был из большой многодетной татарской семьи, испокон живших в Башкирии в деревне неподалеку от Уфы. Детей было мал мала меньше, богобоязненным родителям прадеда было очень тяжело прокормить такую ораву. То ли от непосильного труда, то ли от болезни какой, умер не состарившись глава семейства, оставив в этом мире свою жену с детьми и старой матерью. Вдова оставила себе старшего сына-подростка, а дочерей и остальных помельче разобрали родня. Только десятилетнего Абузара взял на воспитание один русский торговец Е из Уфы. В окрестностях губернской столицы у него были пара-тройка бакалейных лавок, в которую он доставлял всякий товар повседневного спроса. Купец, короче говоря, средней руки, лет сорока. Вот, одна лавка была и в этой деревне. Услышав про горе соседней татарской семьи, решил он взять себе на воспитание мальчугана посмышленее. Детей у купца не было, хозяйство в уфимской усадьбе было большое, помощник очень даже был кстати. Поговорив с родней вдовы, пообещал им, что будет относиться к мальчику по-человечески и что он будет кормиться с ним за одним столом. Особых слез расставания скорее всего не было, жестокость жизни того времени с голодной перспективой была сильнее лишних современных сентиментов. И правда, в то время слово купеческое было гораздо крепче слов нынешних коммерсов. Бездетная купчиха Ермолова татарчонка не обижала. Накладывала ему еды до отвала. А мальчишка на щедрость хозяйки отвечал сиюминутной готовностью в любой момент выполнить посильную его хрупким плечам домашнюю работу. Пас коз, коров, помогал батракам заготавливать сено, носил воду, рубил дрова. А попечитель-купец Ермолов, как сейчас бы сказали, потихоньку развивал сеть розничной торговли в Уфимской губернии. Когда мальчишке исполнилось лет 15, купец стал его брать в свою лавку на Гостином Дворе. Знаете, в начале прошлого столетия иметь лавку на Гостином Дворе в городе Уфе было несравнимо статуснее, чем иметь бутик в Шымкенте нынче. Мать с бабушкой юноши были безгранично благодарны русскому купцу, вся родная деревня радовалась его стремительному социальному взлету. Юноша работал не покладая рук, выкладывая свою смекалку, сноровку и восточное обаяние на все сто. Успевал и на усадьбе, и в Гостином Дворе, еще и на экспедиции пополниться товаром с хозяином выезжал. Так проходила юность моего предка. Чуть позже Ермолов доверил ему часть своей работы, сделал его приказчиком в нескольких лавках, нескончаемая работа парню была совсем не в тягость, он был искренне благодарен купцу, купец же связывал свою удачу в торговле с усыновлением татарчонка. Когда прадеду исполнилось лет 25, добрый русский купец в знак благодарности за честную службу и верную преданность срубил ему в его родной деревне хорошую избу, женил на моей прабабаушке Хатире, и переписал на его имя лавку со всем товаром. После чего он со своей старушкой матерью и молодой невестой автоматически стали одними из самых зажиточных семей в деревне. Жить бы да радоваться, да детей рожать. Через несколько месяцев после рождения в семье дочери, моей бабушки Сафуры, настал февраль 1917, отречение царя, а позже свершилась Октябрьская революция… Через несколько месяцев инерции все то, что было моим прадедом заработано честной и преданной службой и самоотверженным трудом, стало ему большой обузой. Не будет преувеличением, зажиточность и близкое знакомство, почти родственность с купцом Ермоловым теперь являлись фактором большой опасности для него и его семьи. Скотину, запасы товара, сколько смог он раздал родным. Дети которых, кстати, через сто лет пронесли слова благодарности родителей и передали летом 2013 года в Уфе нам, его правнукам из далекого Южного Казахстана . Для молодого человека прежний мир рушился, наступала новая эра, где зачастую по социальной лестнице поднимались благодаря коварству и предательству, а быть нищим при подаренном Господом здоровье было совсем не зазорным. Жестокость вчерашних завистников была для него необъяснимой. Когда моей бабушке было семь лет, их раскулачили, по доносу за укрывательство зерна прадеда отправили валить лес, а молодая жена с маленькой дочерью переехала к своим родителям в Уфу, чтобы выжить… Продолжение следует… Это всё, что останется после меня... Это всё, что возьму я с собой! |
|